|
Общества, НКО
На примере общества "Милосердие"
В современной России с новой силой звучат слова «милосердие», «человеколюбие», «гуманность".
Развернувшаяся в последнее десятилетие XX века модернизация российской действительности затронула все ее стороны - политическую, экономическую, социальную, культурную, духовную. Началась закономерная переоценка многих устоявшихся представлений. Определившиеся в советский период с классовых позиций ценности стали дополняться общечеловеческими, еще недавно не признававшимися. В числе этих ценностей такое гуманное явление, как благотворительность. Подлинный его смысл сегодня только постигается, хотя Россия имела многовековой исторический опыт в этом отношении. Еще недавно этот опыт в области благотворительности отвергался и не исследовался, поскольку официальная советская идеология не находила ему места в общественном процессе. С установлением советской власти общественная и частная благотворительность были заменены государственной системой попечения. Официальную позицию по данному вопросу наглядно иллюстрирует государственное издание 1927 года Большой советской энциклопедии: «Благотворительность - явление, свойственное лишь классовому обществу. Социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».
Сейчас же традиции благотворительности все больше становятся востребованными, потому что в результате проводившихся радикальных реформ российское общество за короткий срок оказалось совершенно в ином социально-экономическом пространстве. Складывающиеся качественно новые общественные отношения сопровождаются ускоренным имущественным расслоением людей, все сильнее увеличивается дистанция между высокообеспеченными и малообеспеченными слоями населения. Возникла объективная необходимость оказания помощи последним, для чего нужны соответствующие механизмы, которых в наличии не оказалось. Ситуация усугубляется еще и тем, что как таковых традиций в советский период не появилось, а тот опыт, который сформировался в прошлом, оказался прерван событиями 1917 года. Таким образом, нынешняя модернизация, провозгласив радикальную ломку прежних общественных институтов советского образца, сделала востребованными многие малоизученные стороны досоветского периода. В их числе - благотворительная практика, существовавшая в России на протяжении всей ее истории.
Благотворительность в нашей стране имеет давние традиции. В российском обществе главной тенденцией в отношении идеи милосердия было полное ее восприятие обществом - от чисто религиозной рефлексии до необходимости участия государства в решении социальных проблем.
Первоначально благотворительность формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни нищим и пожертвования в церковь.
Вторым, не менее важным источником благотворительности была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте человеческого общежития: любой, кто помогает ближнему в беде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной же ситуации, ему можно рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и берущего, и тот и другой равны перед ударами судьбы. Лишь только такая благотворительность не унижает берущего.
С XIX века благотворительность в России приобрела особенно широкий размах.
Благотворительные учреждения, оказывающие помощь нуждающимся, создавались по всей стране, как правило, по инициативе сословных организаций, отдельных групп и даже отдельных лиц. Не случайно XIX столетие называют «золотым веком» русской благотворительности.
Благотворительные учреждения России помогали взрослым и детям, организуя дешевое или бесплатное обучение (школы, мастерские, классы), давали им кров (ночлежки, квартиры, комнаты, общежития), кормили (столовые, чайные), трудоустраивали (работные дома, рукодельни), лечили (больницы, амбулатории, врачебные пункты). Каждая благотворительная организация, как правило, оказывала не¬сколько видов помощи.
Значительный рост числа благотворительных учреждений отмечается с момента принятия в 1862 г. специального акта, упрощавшего процедуру их создания. Уже к 1890 году в стране их насчитывалось около двух тысяч. А в 1902 г. существовало 11 040 благотворительных учреждений (4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений). Все они, несмотря на общественный характер, состояли в ведении и надзоре министерств и ведомств - таких, как Министерство внутренних дел, Ведомство православного исповедания, Министерство финансов, Министерство юстиции.
Для тульской благотворительности характерны те же тенденции развития, что и для российской благотворительности того времени в целом.
Приблизительно до середины XVIII века в жизни торгово-ремесленного населения Тулы наблюдались формы благотворительности, сложившиеся в недрах предшествующих столетий. Определенные системой ценностей и нормами поведения, которые освящены церковной традицией, они и сами вполне традиционны - это личная благотворительность (раздача милостыни, разные формы нищелюбия) и церковная благотворительность. Причем благотворительность, направленная на церковь, оставалась до середины XVIII в. доминирующей формой.
В конце XIX века на территории г. Тулы существовали и действовали до 30 различных благотворительных обществ и общественных организаций.
Работа благотворительных обществ строилась по общим принципам; свою деятельность они осуществляли согласно уставам, в которых определялись цели, состав, средства, органы управления делами обществ и порядок прекращения их деятельности.
Чтобы лучше разобраться в принципах функционирования общественных организаций, остановимся на конкретном примере рассмотрим деятельность благотворительного общества «Милосердие».
Благотворительное общество «Милосердие » было создано в 1875 г. по инициативе тульского губернатора Сергея Петровича Ушакова. Как говорилось в Уставе, основной его целью являлось «вспомоществование бедным в видах прекращения нищенства в Туле».Среди учредителей и основных вкладчиков - известнейшие тульские промышленники, купцы, чиновники и дворяне: братья Сушкины, Лялины, Васильковы, Баташевы, С. Т. Красноглазов, И. И. Ломов, И. К. Платонов, Н.Н. Бухонов (его имя до сих пор носит переулок в центре Тулы) и многие другие.
Общество состояло из почетных членов, «сделавших в его пользу значительные пожертвования» или оказавших ему большие услуги, а также действительных членов, которые должны были платить не менее 5 рублей в год или внести единовременно 50 рублей.
Врачи и учителя, безвозмездно лечившие бедняков и обучавшие их детей, считались действительными членами без внесения денежных взносов. Были и так называемые соревнователи, внесшие менее 5 рублей в год. К ним относились и приходские священники, «заявившие желание содействовать обществу».
Предполагалось, что общество (как отмечалось в уставе, § 2) для «означенной цели» будет предоставлять дешевые квартиры, ночлежные помещения, пищу и одежду неимущим, снабжать их медицинским пособием, приискивать работу, средства для призрения престарелых и увечных, воспитывать их детей, назначать единовременные и постоянные денежные пособия. Для этого город был поделен на 22 участка, со¬ответствующие церковным приходам. Во главе участков стояли «заведующие-распорядители» из числа действительных членов, тщательно следившие за благосостоянием проживающих на его территории людей. На них-то и лежала «главная масса труда по благотворительной деятельности общества». «Совет общества ни одной семье не оказывает помощи без того, что¬бы ее положение не было обследовано заведующими участками». Это были люди, отдававшие беднякам свою душу, здоровье и время.
Так, долгое время «заведующим-распорядителем» участка при приходе Владимирской церкви, «что на Ржавце», был Викентий Игнатьевич Смидович - известный тульский врач, директор больницы «Общества русских врачей», в которой туляки получали бесплатную медицинскую помощь и лекарства.
Среди заведующих были и богатые купцы-промышленники (Гавриил Воронцов - владелец крупнейшей в Туле гармонной фабрики, Екатерина Холина - самоварщица), и дворяне, и даже князь Леонид Дмитриевич Урусов, барон и баронесса Дельвиг.
Средства общества составлялись из ежегодных членских взносов, добровольных пожертвований, сборов с концертов, гуляний, балов и других поступлений.
Общество могло нанимать или приобретать в собственность дома, устраивать мастерские, богадельни, приюты, школы. В первые годы общество занималось в основном оказанием денежной помощи, но уже с 1878 года оно стало расширять свои функции: раздавались бесплатные квартиры, престарелых и убогих устраивали в приюты, раздавали одежду, питание, книги, обучающимся в школе.
Малоимущие семьи получали от общества «Милосердие» постоянные пособия от 50 копеек до 5 рублей. Эти пособия, хотя и были не¬велики, но имели для малоимущих семей большое значение, т.к. спасали их от голода.
В 1891 году «из-за сильного вздорожания хлеба... общество «Милосердие» вошло в соглашение с 32 булочниками и пекарями» о продаже хлеба беднякам не по две с половиной копейки за фунт, а по две копейки. Пекари согласились ежедневно отпускать по 28 пудов хлеба по этой цене, а за излишнее количество, проданного хлеба общество обязывалось доплачивать по полкопейки за фунт. Было оповещено население, и приходские священники раздавали беднякам своих приходов купоны на ежедневное получение хлеба по пониженной цене.
К празднику Рождества Христова самым бедным выделяли единовременное пособие, а к Пасхе им раздавали «наборы для разговения», состоящие из кулича, пасхи и пяти яиц.
Кроме того, общество давало возможность беднякам самим зарабатывать себе на хлеб. 15 апреля 1879 года была открыта мастерская по пошиву одежды. В ней могло работать более 50 человек, а значит, столько неимущих стали получать хоть какой-то заработок. Эта форма помощи считалась лучшей. В мастерскую было пожертвовано 2 швейные машинки, дубовый полированный стол для кройки, ситцу на 100 рублей и др. При мастерской был склад, из которого по заявлению заведующих участками и постановлением Совета выдавались бедным одежда и белье. Чтобы оказать помощь мастерской, многие горожане покупали ее продукцию.
Не оставались без внимания общества и девушки на выданье из бедных семей. Каждый год весной в обществе составлялся список «невест-кандидаток», каждая из которых затем тянула жребий на право получения приданого. Наиболее удачливым давался год «на раздумья», так как, если в течение года «кандидатка» не выходила замуж, она лишалась права на по-лучение приданого (целых 40 рублей!). Число таких невест в Туле колебалось: в 1878 г. - 14, в 1879 г.- 6, в 1891 г.- всего 2. Пик, похоже, пришелся на 1908 г.: «Милосердие» выдало замуж 84 девицы да притом увеличило размер приданого на 20 рублей.
Средства общества были невелики: такие статьи дохода, как кружечные пожертвования, почти не увеличивались, взносы членов-благотворителей были год от года непостоянными, а доход от проводимых лотерей и спектаклей отличался случайным характером. Поэтому существовать без значительных пожертвований обществу «Милосердие» было бы трудно. Среди жертвователей были и почетные потомственные граждане, и церковнослужители, и творческие люди и многие другие. Некоторые благотворители оказывали помощь анонимно, передавая в дар деньги, вещи, продукты питания.
Значительную финансовую помощь оказывали А.С. Баташев, Д.Я. Ваныкин, И.И. Ломов, А.З. Хитрово, граф А.В. Бобринский, графиня А.П. Бобринская и другие состоятельные люди.
В 1880 году пианист Николай Григорьевич Рубинштейн передал полный сбор от концерта, данного в Туле - 928 рублей 20 копеек.
Благодаря пожертвованиям купцов Александра Петровича и Елизаветы Петровны Добрыниных, в V участке с 1 июня 1879 г. были открыты даровые квартиры, в которых проживали престарелые женщины в возрасте от 50 до 80 лет, при которых даже находился служитель 72 лет. Кроме бесплатного жилья, жильцы получали каждый день гречневую кашу с маслом.
О работе благотворительного общества «Милосердие» можно судить по отчетам, которые составлялись ежегодно Советом общества. Эти отчеты, к сожалению, сохранились далеко не полностью, и это не позволяет составить целостное представление о деятельности общества, проследить динамику поступлений и расходов денежных средств. Однако в сохранившихся отчетах за цифрами и сухими фактами нельзя не увидеть трогательных, душещипательных историй о нелегкой жизни и страданиях бедных туляков и о том, какое участие принимало общество «Милосердие» в их судьбах.
Кого не растрогает судьба пожилого чело¬века, который, прослужив всю жизнь писцом в железнодорожной конторе, под конец службы почти совсем ослеп, или, как тогда говорили, «заболел глазами»? И кто знает, что стало бы с ним, не помоги «Милосердие» вовремя. Один из членов общества (к сожалению, имя его не¬известно) дал ему возможность съездить в Москву, сделать операцию и тем восстановить до некоторой степени зрение. Затем общество ку¬пило предписанные врачом очки. В конце концов, старик снова принялся за свой труд.
И таких примеров немало.
История общества завершилась в 1917 году (оно просуществовало 41 год).
Конечно, «Милосердие» не могло освободить всех бедных «ото всех нужд и несчастий» и помочь всем нуждающимся, но внесло свою значительную лепту в дело развития благотворительности в Туле.
В условиях проведения современных социально-экономических и политических реформ обнаружилась неспособность государственных структур в полном объеме обеспечить эффективное функционирование органов социальной сферы. Это обусловило потребность в передаче части государственных полномочий по социально-экономической стабилизации общественных отношений благотворительным организациям и предопределило повышенный интерес к такому явлению российской действительности, как благотворительность. В современных сложных социальных реалиях очень остро встает задача оказания помощи незащищенным слоям населения, которая не может быть успешно решена без учета исторического опыта нашей отечественной истории и истории тульского края, накопившего немало ценного в сфере благотворительной практики.
Библиографическая ссылка:
Бурцева Е.Е. Из истории благотворительности в Туле/Екатерина Бурцева//Тульский краеведческий альманах.-2008.- №6.- С.46-49.
|