Монахи в школеДуховный наставник на уроке в классе 4Б школы №60. Тема урока «Богослужебные книги».
В школе №60 в четвертом Б классе вновь знакомый гость – духовный наставник из Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря. Все ребята здесь знают иеродиакона Евлогия, он не раз принимал участие в уроках, рассказывал о церковных предметах, облачении священнослужителей. Сегодня вновь интересная тема: «Богослужебные книги». Одну из Священных книг дети знают и сразу ответили на вопрос: «Это Библия», а вот какие книги используются во время богослужений – им еще предстояло узнать. Иеродиакон Евлогий показывал ученикам новые для них книги, записывал на доске их названия. Фотоальбом об уроке в четвертом классе Б школы 60 - здесь - В жизни каждого из нас наступает момент, когда мы пересекаем порог школы – начинается долгий процесс обучения. Учителя, уроки, учебники, экзамены. Но есть в жизни христианина еще одна школа – школа духа, школа спасения: Церковь Христова, - говорил отец Евлогий. - Мы делаемся ее учениками через Таинство святого Крещения. Есть в ней свои учителя – иерархия: епископы, священники, диакона, которым дано право учить церковный народ спасению. Есть уроки – богослужения, когда мы слышим Слово Божие, поучаемся из жизни святых Отцов, почерпаем мудрость из проповедей. Есть домашние задания – непрестанная борьба с грехом. Есть и свои учебники – Священное Писание, творения св. Отцов и богослужебные книги. Священное Писание содержит истины Божественного Откровения, в творениях св. Отцов мы находим их изъяснение, раскрытие. А чему нас учат богослужебные книги? Условно, их содержание можно разделить на три части: учение Таинств, учение веры, учение нравственности. Богослужебные книги представляют собой историческое наследие Православной Церкви неизмеримой духовной ценности, как творение святых Отцов. Можно сказать, что слова, звучащие с их страниц, есть учительный голос самой Церкви, непогрешимо наставляющей нас «на путь праведных» (Пс. 1,6). Церковный устав не разрешает совершения богослужений на память, без книг. Священнослужителям необходимо знать содержание богослужебных книг, уметь найти в них ту или другую молитву, то или иное указание относительно служб, молитвословий и песнопений. Необходимые для совершения Богослужения книги могут быть разделены на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. К первым относятся книги, заимствованные из Библии, именно: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Ко вторым относятся книги, составленные на основании Священного Писания и священного предания отцами и учителями церкви: Служебник, Часослов, Требник и многие другие. Евангелие и Апостол, употребляемые при Богослужении, имеют ту особенность, что кроме обыкновенного деления на главы и стихи, делятся еще на особые отделы, называемые зачалами. В конце той и другой книги помещаются месяцеслов и указатель, когда какое зачало должно быть читано. Книга «Апостол» содержит Деяния апостольские и послания. Внутренним содержанием Псалтирь так богата, так разнообразна, что вмещает в себя почти все, что содержится в других книгах; она так дивно приспособлена ко всем состояниям молящихся, что каждый слушающий или читающий псалмы найдет в них выражение собственных чувств. И потому св. отцы, устроившие чин общественного Богослужения, ввели псалмы в состав всех служб церковных. Разделение Псалтири на кафизмы и славы — древнее и сделано для удобства слушателей, внимание которых естественно утомлялось от непрерывного чтения или такового же пения. Основная книга, по которой учились читать дети в Древней Руси, это Часослов. В Часослове находится чинопоследование часов: это одна из служб, вернее, четыре службы дневного круга богослужения. Но можно и шире толковать это название: Часословом регулируется, распределяется молитва по времени суток, по часам дня. Есть книга, которой пользуется только священнослужители, т.е. священники и диаконы: это Служебник. Там даются указания к тем действиям, которые они должны совершать, приводятся молитвы и тексты, которые они произносят, т.е. молитвы священника, ектеньи, возгласы и т.д. В конце урока дети выходили к столу – не все сразу, а по рядам. Иеродиакон Евлогий раскрывал для них книги, помогал прочесть строки. - А что это за буква в конце каждой строки? - спрашивает Дима. - Это твердый знак, ранее он назывался «ер», - отвечал отец Евлогий. – Раньше в конце каждого слова, которое оканчивалось на согласную букву, стоял твердый знак. - Как интересно читать по церковно-славянски, - говорит Катя, - слова так красиво звучат. - Церковно-славянский язык ранее был литературным языком, он похож на старо-славянский, на котором люди разговаривали, но звучал красивее и не был вульгарным языком масс, - ответил иеродиакон Евлогий. - Вот здорово, что дети раньше учились читать по Часослову, - отметил Антон, - и читать научались, и богослужение начинали понимать. - Да, мы и сейчас, когда приходим в храм, должны внимательно вникать в богослужение: не замыкаться на действиях и символах, - ответил отец Евлогий, - а стремиться проникнуть в учительный и практический смысл того, что слышим и видим. |