Тульский удел Млекопитательницы
Жизнь провинции как феномен духовности
К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница» припасть нужно сегодня всей России?!
Тогда возможно чудо - возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
История иконы Божьей матери «Млекопитательницы»
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»

Новости

25.09.2015
Международная богословская научно-практическая конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности»

23-24 сентября 2015 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре города Москвы в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира работала международная богословская научно-практическая конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», организованная Синодальным отделом по монастырям и монашеству.  Фото

Божественная литургия в день богословской конференции

Божественную литургию в Воскресенском храме обители в этот день возглавил председатель Синодального отдела архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, заместитель председателя Синодального отдела архимандрит Стефан (Тараканов), духовенство обители.

За богослужением молились игумены и игумении монастырей, прибывшие для участия в форуме.

Открытие богословской научно-практической конференции

Открывая конференцию, архиепископ Феогност, возглавивший президиум, передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и призвал быть предельно искренними в обсуждении проблем монашеской жизни.

В президиуме присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Белорусского экзархата; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; игумения Феофания (Мискина), настоятельница московского Покровского монастыря.

Кандидат исторических наук, профессор Ю.А. Артамонов в докладе «Древнерусское иночество и первые монастыри на Руси» представил исторический взгляд на истоки русского монашества, особо выделив переломный момент в истории древнерусского иночества в середине XI века. В этот период существенно увеличилась численность монашества, возрос его авторитет в обществе. Начавшийся процесс внутренней консолидации иночества привел к возникновению в пределах древнего Киева целого комплекса монашеских общин, крупнейшей из которых являлась Киево-Печерская лавра.

Киево-Печерскому монастырю как колыбели русского монашества и оплоту духовной жизни Святой Руси было посвящено выступление епископа Боярского Феодосия. Докладчик подробно рассмотрел источники, свидетельствующие о том, что монастырь был основан преподобным Антонием по афонскому образцу. Значительная часть доклада была посвящена роли прп. Феодосия Печерского: введение им Студийского общежительного устава стало единственным условием сохранения монашеской общинной жизни и дальнейшего существования Печерской обители.

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий обратил внимание слушателей на то, что на протяжении всей истории монашества от его зарождения до наших дней личность одного человека, преуспевающего в духовной жизни, являлась краеугольным камнем в процессе формирования сильной жизнеспособной монашеской общины. Для подтверждения этой мысли в своем выступлении «Возникновение и учреждение монастыря: способы организации монашеской общины» докладчик привел примеры не только исторические (прп. Сергий Радонежский), но и относящиеся к сравнительно недавнему времени. Епископ Порфирий напомнил об огромной роли в возрождении монашества на греческой земле старцев Иосифа Исихаста и Эмилиана (Вафидиса), а также о неоспоримой силе личности архимандрита Софрония (Сахарова), сформировавшего монашеское братство в Эссексе (Великобритания). Однако ситуация последних десятилетий в нашей Церкви складывается так, что во многих случаях первичным оказывается строительство монастырских стен, а поставленному во главе монашеской общины игумену приходится духовно расти вместе с братией.

Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин, отвечая в своем докладе на вопрос, каким должен быть современный монастырь, чтобы стать источником притяжения для мирян и тихой пристанью для монашествующих, подчеркнул, что основополагающий фундамент — это внутренняя духовная жизнь обители. Дополнительные направления — миссионерская, социальная, благотворительная, научная деятельность — могут развиваться лишь по мере духовного развития монастыря.

Настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы игумения Викторина (Перминова) в своем докладе «Важность периода послушнического искуса и формирование у послушников осознанного отношения к монашеской жизни» рассказала, на что необходимо обращать внимание духовному руководителю при приеме в монастырь и воспитании желающих вступить в братство. В настоящее время в обители часто приходят люди, не имеющие базовых представлений о монашестве, и игумен должен понять, с какой целью человек стремится к иночеству и как решает для себя вопросы послушания, отношения к богослужению, духовной брани и пр. Тщательный искус, по мнению иг. Викторины, должен продолжаться не менее двух лет.

Доклад архимандрита Елисея, игумена монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон), «Игумен (настоятель) монастыря: как сочетать духовное водительство и отношения с внешним миром» зачитал эконом монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы в Ормилии, подворья монастыря Симонопетра архимандрит Серапион. Предметом исследования архимандрита Елисея стала личность игумена, качества, необходимые для несения им духовных обязанностей и выполнения административных функций.

В заключение первого дня конференции выступила игумения Георгия, настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря (Волгоградская митрополия). Тему своего доклада «Послушание и доверие к игумении как основа духовного преуспеяния сестер» матушка Георгия раскрыла на примере духовного наследия игумении Арсении (Себряковой), воспитанницы схимонахини Ардалионы (Игнатовой). Подвижницы прошлого, наставлениям которых ныне следует обитель, считали, что незаменимым качеством духовного руководителя является долготерпение в любви и смирении, что «игумения должна словно бы переболеть страстями сестер, претерпевая их, пока они откроют ей свои сердца, чтобы она могла бережно, с любовью и многими молитвами вести их ко Христу».

В ходе конференции монашествующие имели возможность задавать вопросы докладчикам и обсуждать насущные проблемы монастырской жизни.

Секция «Жизнь монастыря в современном мире»

Форум, собравший более 180 участников, продолжил работу 24 сентября. Доклады заслушаны на секции «Жизнь монастыря в современном мире», за круглыми столами игумены и игумении обсудили вопросы отношения к братии (сестрам) и управления монастырем.

Открывая работу секции «Жизнь монастыря в современном мире», игумения Иулиания сообщила, что темы докладов были сформулированы на основании вопросов, поступивших из епархий в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

Весьма актуальной проблемой является в настоящее время присутствие в монастырях продуктов новейших технологий и, прежде всего, современных средств связи. В докладе, посвященном вопросу соотношения современных технологий и отречения от мира, архиепископ Берлинский и Германский Марк обратил внимание на тот факт, что, как во все времена, так и теперь, монахи пользуются техническими средствами, но в наши дни многократно увеличивается опасность попасть в зависимость от них, утратить душевный мир и молитвенный настрой. Однако, поскольку исполнять целый ряд послушаний сегодня невозможно, в частности, без компьютера, архиепископ Марк предложил ряд практических мер, ограничивающих его негативное влияние на жизнь иноков.

Игумен Петр (Мажетов), настоятель Свято-Косьминской мужской пустыни (Екатеринбургская епархия), в своем выступлении осветил тему отношения монахов к родственникам, представив вниманию аудитории богословский, аскетический и экклесиологический аспекты понимания этой проблемы и возможные пути ее разрешения.

Архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, в своем докладе «Взаимоотношения между монастырями: значение и формы общения» напомнил собравшимся основы библейско-богословского учения об общении и классифицировал, какие формы общения необходимы монастырям в наше время, какие желательны и какие допустимы.

Игумения Феоксения, настоятельница монастыря иконы «Живоносный источник» Хрисопиги в Ханье (о. Крит, Греция), передала участникам конференции благословение Патриарха Константинопольского Варфоломея. В своем выступлении «Исполнение обета отречения от мира в условиях взаимодействия с миром» игумения предложила собравшимся святоотеческий взгляд на кажущееся противоречие, обозначенное в теме доклада. Святые никогда не остаются безучастными к человеческой боли. «Удаляясь от мира, монах должен быть другом каждому человеку, сострадать беде каждого. В этом тайна монашеской жизни», – отметила игумения Феоксения.

О том, как найти золотую середину в вопросе духовного образования и внутреннего делания монашествующих, рассказала собравшимся игумения София (Силина), настоятельница Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. В своем выступлении игумения поделилась пониманием того, каким образом должен складываться процесс образования монашествующих. Подлинное постижение богословской науки монахом происходит в результате сочетания интеллектуальной деятельности с очищением сердца от страстей в послушании игумену, в смирении и кротости души. «Отвлеченное рациональное знание, – считает игумения София, – лишается жизненной силы».

Беседы за «круглыми столами» - игуменов и игумений монастырей

По завершении обсуждения докладов работа конференции продолжилась в формате круглых столов, организованных отдельно для игуменов и игумений монастырей, по теме «Отеческое (материнское) отношение к братии (сестрам) и управление монастырем».

Заседание круглого стола для игуменов монастырей возглавил епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин.

Вначале был заслушан доклад наместника Псково-Печерского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева), посвященный святым обители и возможности прославления и канонизации старца, Печерского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Затем участники круглого стола приступили к обсуждению многих актуальных вопросов современной монашеской жизни, важнейшими из которых являются: сочетание игуменом монастыря доверия к братии и контроля над ними; каким образом игумен может оценить свое управление монашеским братством.

Мнения заседавших по данной проблеме разделились: некоторые игумены высказались за систематический контроль над насельниками монастыря в духе Евангельской любви со стороны благочинного обители и специально учиненных братий, поскольку наместник отвечает за вверенных ему чад пред Богом.

Большинство же присутствующих считают, что само понятие «контроль» в узком его понимании как термина административного неприемлемо в данной ситуации: более уместно оперировать понятиями духовный надзор и духовное попечение, пастырское окормление и воспитание, которые предполагают взаимное духовное доверие братии и игумена обители. Предполагается, что в этом случае будет осуществляться духовное возрастание насельников и наместника обители. И, конечно же, личный пример игумена и его молитвенный настрой должны являться духовным ориентиром для братии.

В завершение работы круглого стола участники обменялись впечатлениями о прошедшей конференции и поддержали предложения, внесенные Председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом по совершенствованию проведения монашеских конференций.

Круглый стол для игумений возглавила игумения Иулиания (Каледа), Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Участницы обсудили вопросы, связанные с необходимостью духовного единства, доверия и послушания насельниц обителей игумениям; поделились опытом решения насущных проблем монастырской жизни.

23-24 сентября 2015 года в работе конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности» приняли участие 9 архиереев, 53 архимандритов и игуменов, 73 игумении и 47 монашествующих, всего 192 участника из более чем 80 епархий Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата (Белорусского Экзархата), Православной Церкви Молдовы Московского Патриархата, а также игумены и игумении монастырей Элладской Православной Церкви, Кипрской Православной Церкви, Святой Горы Афон, Русской Православной Церкви Заграницей.

Конференция была приурочена к 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира, что глубоко символично: русское монашество родилось практически одновременно с Крещением Руси и явилось оплотом веры русского народа. Возрождению исконных традиций, на которых созидалось монашество того времени, были посвящены доклады конференции.

Так, епископ Бóярский Феодосий, викарий Киевской митрополии, в докладе, посвященном Киево-Печерскому монастырю, отметил, что созданная вскоре после Крещения Руси Киево-Печерская Лавра переняла и воплотила в себе высокие идеалы Православного Востока. И, как отметил историк Юрий Артамонов, специалист по Древней Руси, неповторимый облик древнерусского монашества был определен сочетанием византийских монастырских традиций и культурно-исторических особенностей восточнославянского общества.

Также одной из наиболее обсуждаемых тем конференции стала тема единства. Хотя в названиях докладов эта тема отражена не была, однако почти все докладчики сочли нужным так или иначе ее осветить, что свидетельствует об ее особой актуальности. Многолетний опыт возрождения монашеской жизни показал, что именно внутреннее единство имеет первостепенное значение для духовного процветания монастыря.

Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, рассматривая в своем докладе основные принципы учреждения новой обители, подчеркнул, что единство – это залог внутренней устойчивости монастыря. При этом главная роль в созидании единства принадлежит игуменам и игумениям. Послушание и любовь к одному духовному отцу или матери является основным условием сплоченности братства. И единодушие монахов является главным признаком их духовного преуспеяния, свидетельством того, что братство истинно шествует по евангельскому пути самоотречения, взаимного терпения и смирения. Это отметила в своем докладе игумения Георгия, настоятельница Усть-Медведицкого монастыря. Настоятельница московского Рождество-Богородицкого монастыря игумения Викторина в докладе, посвященном послушническому искусу, также подчеркнула, что послушание игумену и единение с братиями – это главные критерии, по которым можно определить, насколько человек, поступивший в обитель, способен к монашеской жизни.

Дух единства проявляется и в общении монастырей между собой, обмене опытом по устроению духовной жизни. Эту тему осветил в своем докладе наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий. Он убедительно показал, что благоустроенный монастырь должен сочетать в себе как внутреннюю сосредоточенность, так и единение с другими обителями и церковным сообществом.

Еще одна важная тема, которая обсуждалась на конференции, – общение монастырей с миром, границы и специфика этого общения. Доклад настоятеля монастыря Симонопетра архимандрита Елисея (зачитанный насельником обители архимандритом Серапионом) был посвящен одной из самых актуальных проблем в этом направлении: как возможно игумену монастыря сочетать духовное водительство и отношения с внешним миром. Для игумена это особенно сложная задача, поскольку он призван «быть умершим для всех и для всего, но живым для Бога и своих чад» и одновременно обязан обеспечивать материальные нужды монастыря, что неизбежно ведет к сношениям с миром. Докладчик поделился опытом Святой горы, где во внешней деятельности игумену помогают старшие братия, а сам игумен при выходах в мир не оставляет своего молитвенного правила и хранит аскетический настрой. Благодаря этому, он не только себя, но и все свое братство оберегает от мирского духа. Было высказано пожелание, чтобы игумен, также и братия имели возможность периодически уединяться, пребывая в молитве и внутреннем сосредоточении.

Монашествующие, пребывая в удалении от мира, при этом не отрекаются от служения миру. Но их служение специфично, что отметила игумения Феоксения, настоятельница монастыря Хрисопиги (Крит). Монах через внутренний подвиг обретает сердечное сострадание ко всем людям. Болезнование о грехе, поразившем человечество, рождает горячую молитву, которой монах незримо помогает миру. Кроме того, монахи передают людям свою веру в вечную жизнь, вдохновляют их примером чистого и подвижнического жития. В этом и состоит особое служение монахов. Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин справедливо заметил, что именно благодаря своей неотмирности православное монашество способно изменять мир, а привлекать паломников или богомольцев для поддержания финансового состояния монастыря или ради распространения его известности – подход неправильный.

Одним из важнейших аспектов взаимоотношений монахов с миров являются их отношения с родственниками. Очень живым и проникновенным было выступление на эту тему игумена Петра, настоятеля Свято-Косьминской пустыни Екатеринбургской митрополии. Доклад отца Петра был посвящен соотношению родственных связей и уз духовных.

На конференции была освещена также такая тема, как духовное образование монашествующих. Цель духовного образования состоит в том, чтобы привить монашествующим православное догматическое сознание и чувство церковности – однако будет ли инок получать специальное богословское образование или будет духовно образовываться внутри монастыря, через участие в богослужении и чтение святоотеческих книг, – это должен решать игумен, который знает душу каждого брата. Об этом сказала в своем докладе игумения София, настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Важно отметить, что оба дня конференции были насыщены живым обсуждением докладов и насущных вопросов монашеской жизни; кроме того, состоялся плодотворный Круглый стол «Отеческое отношение к братии и управление монастырем», проведенный для игуменов (40 участников) и игумений (72 участника).

В ходе конференции активно обсуждались такие темы, как заботливое и бережное отношение насельников монастыря друг к другу, созидание в монашеских братствах духа любви и снисхождения, тщательный и продуманный подход к принятию в братство новых послушников. Особенно живой отклик вызвал вопрос о том, как много значит личный пример игумена для духовного развития братий и как важно, чтобы у игумена было стремление духовно руководить братией.

Подводя итоги работы конференции, участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести эту конференцию. Примечательно, что конференция носила сугубо практический характер. Все докладчики постарались не только обозначить актуальные вопросы монашеской жизни, но и предложить конкретные пути дальнейшего развития монастырей, благодаря чему конференция стала для монашествующих одним из важных событий года.

Источник - сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству


Возврат к списку