Духовные традиции
Формирование строгой духовной жизни Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь учрежден в 1868 году. Эта старинная монашеская обитель, окруженная мощными стенами, украшенная величественным белокаменным собором и храмом, населенная иноками и монахами, иеромонахами всегда была любезна русскому паломнику, и совсем не напрасно. С самого начала своего существования Богородичный Щегловский мужской монастырь был общежительным. Духовная жизнь здесь формировалась с приездом сюда учеников Глинских старцев – иеромонахов, монахов и иноков Глинской пустыни. В 1870 году Глинская пустынь прислала в Тулу иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, из коих некоторые были позже настоятелями. Глинская пустынь была одним из наиболее значительных духовных центров, где старчество восстановлено в полной мере. Это одна из тех редких на Руси обителей, в которой старческое окормление утверждено уставом. Из Глинской пустыни в Щеглов монастырь перевели: иеромонахов Иллариона и Дометиана, иеродиакона Азарию, монаха Дорофея и семь послушников: Якова Кудряшова, Андрея Чалого, Арефу Чекамаза, Евдокима Колупаева, Михаила Старицкого, Никиту Покотаева и Феодора Сотникова («Тульские епархиальные ведомости». 1870 г. №9. С. 171). Иеромонах Илларион, ученик монаха Мартирия (Кириченко), стал в Тульском монастыре братским духовником. Через год духовником был назначен иеромонах Дометиан. Духовник Тульского Щегловского Богородичного монастыря старец Дометиан (в схиме Серафим) принимал и исповедывал всех, кто к нему шел. Посетителям он дарил скромные подарки: крестик, образок или поясок. К таким подаркам верующий народ относился с особым благоговением. В Щегловском монастыре был принят устав Глинской пустыни. Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни, ведь все они прошли большой путь под старческим руководством в Глинской пустыни. Так созидалась здесь тульская линия старчества - учениками глинских старцев, делателей умной молитвы, соратников оптинским старцам, продолжателей дела преп. Паисия Величковского, возродившего институт старчества и древнее учение исихастов – священнобезмолвствующих, созерцающих в молитве нетварный Фаворский свет. Есть в Щегловской обители одна замечательная особенность, которая всегда выделяла ее среди других обителей. Особенность, которая влекла на это святое место новых и новых молодых подвижников, которая спустя почти 80 лет после разорения обители привлекает сюда новых насельников. Это – чудный монастырский устав, повторяющий устав Глинской пустыни, принесенный в Тульский Богородичный общежительный монастырь, что в Щеглове. Внутренняя жизнь современного Щегловского монастыря Тулы Сейчас Щегловский монастырь населяют иеромонахи, монахи и трудники. Познакомимся подробнее с внутренней жизнью этой обители – с монастырским уставом, который иноки святой обители исполняли в течение нескольких веков. Утро, 6.00. Звонит большой колокол. Будильщиков всегда двое; в нужное время вратник, приходя к обоим будильщикам, возвещает им наступившее время утреннего пения, а они, взяв у него огонь в фонари, идут с оными вокруг каждой своей половины монастыря. Тот, которого в отделении живет отравляющий череду служения иеромонах, или пономарь, приходит прежде к ним, не возбуждая еще прежде братии: у дверей произносит обыкновенную молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!» Иеромонах внутри келии отвечает: «Аминь!» Тогда будильщик испрашивает благословение благовестить к утреннему пению, и, получив оное, идет к звонарю и т.д.; у дверей каждого сотворяя означенную молитву, по «амине», говорит: «Приспе пению время, и молитве час, изволь, отче, или брате, к богослужению вставать!» Пробужденный отвечает: «Спаси Господи!» Таким образом, возбуждают всю братию. Насельники идут на утренние молитвы и чтение акафиста в нижний храм главного собора – здесь настоящий монастырский храм: низкие круглые своды, светится темный лак алтарной завесы, в молитвенной сосредоточенности лики святых образов иконостаса. Будильщиков наблюдают, все ли пришли в церковь, если кого не видят, идут и возбуждают вторично. А кто откажется быть на славословии или за болезнью или по каким другим причинам, будильщик по окончании Полунощницы доносит о непришедших в церковь отцу наместнику, объясняя их причины, а кто не был по лености, тот наказуется поклонами. Молитва является неотъемлемой частью жизни не только монашествующих, но и любого православного христианина. Поэтому в утренних молитвах участвуют и трудники. Молитвенное общение с Богом — есть сугубо религиозная потребность человека. В монашеской жизни ей уделено особенно важное место. Она является внутренним стержнем и основанием всей жизни для насельников обители. Распорядок монастырской жизни начинается молитвой утром и заканчивается ею вечером, при начале и окончании всех дел и послушаний. Церковные Богослужения в монастыре отличаются большей продолжительностью. По окончании утренних молитв насельники идут к раке св. прп. Варсонофия – основателя монастыря. Все прикладываются к святыне и, по благословению иеромонаха, идут на краткий отдых. Служба продолжается в храме преп. Никандра Псковского – в 8.00 начинается Божественная литургия. Распорядок дня монастыря: В будние дни Божественная литургия с 8.00. Вечернее богослужение с 17.00. Всенощные бдения бывают в 17 часов. Начинается благовест в большой колокол и продолжается не более пятнадцати минут, потом вдруг во все колокола трезвон, и по окончании оного начинается бдение, и продолжается от 3,5 до 4 с половиною часов. После вечернего церковного правила, испрося друг у друга прощения успокаиваются в молчании до утреннего часа; некоторые мощнейшие, кроме канонов, занимаются поклонами, назначенными от духовного Отца, и умною молитвою. Богослужения: литургия, всенощное бдение, будничные вечерние богослужения, молебны, панихиды, чтение акафистов и вседневная служба в храмах и соборе и есть - суть монастырской жизни. Все прочее - суета. А суетиться, громко говорить, смеяться и проявлять агрессию здесь не принято. Христианин оставляет мир и вступает в монастырь Как выяснилось из беседы с наместником монастыря архимандритом Клавдианом, стать монахом непросто. Сначала хорошо бы отдать гражданский, воинский долг, а уж потом посягать на монашеский подвиг. По уставу монастыря, «никакое звание и никакой прежний образ жизни не препятствуют христианину оставить мир и вступить в монашество» (43 правило VI Вселенского собора). Но, с другой стороны запрещается принимать в братство несовершеннолетних мальчишек и женатых (неразведенных) мужчин. Если же пожелают вступить в монастырь оба супруга, то примут, но лишь тех, кто не имеет на попечении малолетних детей. Если препятствий не окажется, оба супруга должны быть пострижены в один день, хоть и в разных обителях — мужской и женской. От приходящих в монастырь денежных вкладов не требуется, но добровольное пожертвование на обитель примут, при этом жертвователь обещает, что за свой вклад он не будет искать преимуществ или хвалиться жертвой. Поступающий предъявляет паспорт, свидетельство о семейном положении, военный билет (или свидетельство об освобождении от воинской службы), а также представляет автобиографию и прошение о принятии в обитель на имя наместника. Испытательный срок - несколько лет. Да если человек хотя бы год продержится в обители, то это уже серьезный поступок. Богородичный Щегловский мужской монастырь вполне доброжелателен к паломникам и туристам. В морозы прибегают к монастырскому теплу большинство так называемых трудников. В отличие от послушников, готовящихся к постригу, трудники не определились со своим будущим. Как правило, это бегущие от мира сего люди с несчастной судьбой. Еще их называют кочевниками, или «шаталовой пустынью», - им известны адреса всех монастырей России. К зиме трудники оседают в одном из них. Монахи дают им кров, питание, посильную работу. В ответ требуется всего лишь «не драться, не пить, не курить в стенах монастыря и не материться». Прожив в обители несколько месяцев, падшие ангелы встают на крыло и улетают, - кто в Жабынь, а кто и на Валаам, а кто-то и далее. Никто их за руку в монастырь не приводит, никто насильно не удерживает. Злостных же нарушителей дисциплины после внушений и предупреждений увольняют из монастыря «как негодных к монашеской жизни и вносящих соблазн в среду остальных братий». - Истинный монах, - считает отец наместник, - не ищет для себя лучшего монастыря и легкой жизни, а приходит в обитель прожить отпущенный ему век среди родных по духу людей и отойти к Всевышнему. Объединяет насельников общие труды, молитва и трапеза. Принимая монашество, необходимо соблюдение пяти обетов: первого, данного еще при крещении (отречения от сатаны и всех дел его и обещания верить и служить Христу как Царю и Богу) и четырех аскетических обетов. Главные обеты инока: нестяжание (полное отречение от мира, в том числе и от имущества), целомудрие (девство, безбрачие) и послушание (отказ от своей личной воли и послушание духовнику). И молитва. Монах ежедневно совершает положенное молитвенное правило и несет монастырское послушание (трудится). Послушания разнообразны: помощь в алтаре, в храме во время Богослужения и после него, посильные строительные и ремонтные работы, уборка территории – например, от снега или осенних листьев. Помощь на кухне и в трапезной. Послушанием для монахов и иеромонахов является и преподавание в воскресной школе монастыря, шефство над детским реабилитационным центром, беседы со взрослыми прихожанами и паломниками. В кельи друг к другу насельники могут заходить лишь днем, с молитвой и только после того, как услышат в ответ: «Аминь». Уважительной причиной внеурочного посещения считается уход за больным братом. Отлучки из обители, встречи с родственниками и прочие отклонения от маршрута храм-послушание-келья возможны по благословению наместника. С последующим отчетом: где был и что делал? Праздно шататься по территории монастыря устав не позволяет. После вечерней трапезы и молитвы иноки расходятся по кельям, где отдыхают, читают библию и душеспасительную литературу. Телевизоры монахам не нужны, мобильными телефонами пользуются в крайней необходимости. В интернет выходят редко, но собственный сайт у обители есть. Прежде всего, надо понять, что в монастырь идут не потому, что не могут жить в миру, а потому, что хотят стать монахами. Монашество — это не профессия, не способ существования, а Божественное призвание, сопряженное с усиленным и подвижническим трудом ради сугубого стяжания благодати Духа Святого. Большинству обычных людей свойственно создавать семьи и жить в кругу своих семейных забот. К иноческой жизни призываются очень немногие. Целью монашества является теснейшее единение человека с Богом, достижение высшего духовного совершенства, которого невозможно достигнуть, живя в миру. Ради этого и оставляется мир со всеми его заботами и соблазнами. В стенах монастыря, живя в молитве и труде, монах ищет спасения у Бога. Монастырские послушания — целительное средство от недугов души и страстей. Цель его — отсечение собственной греховной воли, а через это — подражание святым Ангелам, имеющим постоянно “свое произволение во благое”. Хочешь исполнить волю Божию? Исполни послушание! Послушание, прежде всего, борет страсти гордыни и самолюбия. Здесь монаху, а также послушнику и труднику, приходится быть особенно решительным, внутренне отказываясь от всего “своего” и во всем слушаясь наместника монастыря и духовника. Поэтому послушание, наряду с нестяжанием и целомудрием, является одним из основных обетов, даваемых при посвящении в монашеский чин – монашеском постриге. Прибывший в монастырь новоначальный трудник или послушник, имеющий желание посвятить себя монашескому подвигу, не должен уже иметь удерживающих его в миру обстоятельств, таких как брошенные на произвол судьбы престарелые родители или семья, неоплаченные долги или судебное преследование. Ничто не должно связывать подвижника с миром, поэтому, уходя из мира, следует отсечь все связи с ним, чтобы мир не имел никаких притязаний на душу подвижника. Первый период жизни в монастыре называется монашеским искусом В это время вновь пришедший в монастырь человек зачисляется в число трудников обители и должен испытать твердость своего намерения, всецело посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви. По истечении первого времени прохождения искуса труднику назначается постоянное послушание в соответствии с его способностями и талантами и благословляется ношение подрясника – таким образом, он становится послушником и включается в число монастырской братии. Совершается небольшой и трогательный монастырский обряд, который называется “перемена риз” или “совлечения мира”: трудник, положив три земных поклона в Алтаре перед святыми Престолом и один поклон отцу наместнику, принимает из его рук подрясник, монашеский пояс и четки. Отселе в монастыре он не носит более мирской одежды и внутренне готовится к постригу в рясофор. По истечении периода искуса Духовный совет монастыря, в который входят Наместник обители и старшая братия, видя готовность послушника к принятию ангельского образа, письменно представляет его Священноначалию, испрашивая благословения на монашеский постриг. Получив благословение Священноначалия, Наместник монастыря постригает рясофорного послушника в малую схиму (мантию). Если новопостриженный монах имеет желание к священному служению и зарекомендовал себя усердным в исполнении церковных послушаний, то после принятия ангельского образа, по благословению Священноначалия, он может быть рукоположен в сан иеродиакона или иеромонаха. В 20.00 ударяют в колокол к вечерней трапезе; а в 22.00 часов ударяют в колокол к полунощнице и вечернему церковному правилу, читаются на сон грядущим молитвы. По окончании поклонов все, испросив прощение друг у друга, взяв благословение, идут с молчанием в свои келии. При входе с крыльца длинном коридоре, по обе стороны дверей располагаются двери келий. Когда надлежит время кому-то выходить из келлии, - в церковь, в трапезу, на послушание, или на какое-либо другое дело, то полагаются три поклона с молитвой «Достойно есть». И, сотворив Иисусову молитву, берут благословение с объяснением, именно на какое идет дело; даже за водою сходить, дров принести и в печку положить, затопить или закрыть; все делается с молитвой и благословением. Встречаясь с кем-либо на Монастыре, кланяясь, говорит: «Благослови, отче или брат», а новоначальных приветствуют словом: «спасися!». Духовник исповедывает в уставленные посты всю братию, а священнослужителей перед каждого их чередою. Он имеет право налагать на духовных детей особое келейное правило и епитимии; знает каждого не токмо дела, но и мысли, для откровения коих, назидания душевного, во время скорби или искушения принимает к себе приходящих во всякое время или посещает сам их келии, возбуждая к терпению и мужеству. Нерадивым, ослушным, ведущим соблазнительную жизнь и безнадежным к исправлению, по многократном увещевании, может предложить меры к исходу из обители. Благочинный надсматривает братию во время богослужения, чтобы благоговейно стояли каждый на своем месте, не производили разговоров, шепота и смеха и никакого бесчиния, чтобы безвременно и до отпуста не выходили из церкви без благословенной вины и благословения настоятельского, и не обращались лицом по сторонам и назад; наблюдает, когда к целованию Евангелия или иконы подходят. Вникает в обращения братии между собою и мирскими; благочинный обходит братские келии, чтобы не было непозволительных и безвременных собраний и бесед; келейная и церковная чистота, неизлишество вещей зависят от его надзора; в противном случае доносит ведению настоятеля. Есть послушания, в которые временно наряжают по нескольку человек, более таких, которые к тому способны. Трудники летом косят траву, варят квас, моют полы в братских корпусах, собирают урожай яблок. Все подвизающиеся в обители иметь должны беспрекословное послушание к наместнику и братии Бога ради и трудиться каждый по силе своей и доброй совести, никому не позволяется избирать по своей воле трудов или должностей. Если послушание сверх силы, то со смирением объясняют духовнику, а тот отцу наместнику, и по рассуждению обоих увольняется таковой от этого и определяется к другому. На послушание сходятся таким образом: пришед к начатию трудов, говорит Иисусову молитву, находящийся там старший или нарядчик отвечает: «аминь»; тогда пришедший испрашивает благословение, а старший в ответ: «Бог благословит». По окончании трудов, тем же порядком с молитвою и благословением расходятся. При продолжении послушания имеют молчание, занимаясь умственною молитвою или чтением про себя затверженных в памяти псалмов; в случае празднословия, смеха и роптания отсылается невнимательный с послушания и доносится о нем отцу наместнику. Приходящие из мира в монашество приемлются всякого рода и сословия с законными аттестатами или паспортами от своих мест, и живут несколько времени для усмотрения поведения на гостевом положении. Когда же усмотрит отец наместник непременное желание и способность быть в обществе монашествующих, тогда переводится внутрь монастыря занимать келью, близ старейшего монаха с наставлением от настоятеля покоряться тому во всем. Послушник облачается в черную послушницкую одежду. По времени и усмотрению наместника непременного в послушнике желания к духовным подвигам, представляется аттестат его или свидетельство к епархиальному начальству для определения в число послушников. Главная обязанность монаха - благодетельствовать ради Бога ближнему своему во всем По прошествии некоторого времени облачают в малый образ монашества, то есть в рясу и камилавку с пострижением власов и молитвами. Наконец, испытан разными послушаниями, утвержден в терпении и признан достойнейшим высшей степени монашества, с воли наместника и согласия старшей братии, по его желанию представляется к епархиальному начальству для испрошения о пострижении в мантию. По получении позволения постригают по церковному чиноположению с наложением нового имени. Из сих монашествующих, как довольно преобученных к духовной жизни, по способности в чтении и пении, представляются к Преосвященнейшему для посвящения в иеродиакона, а иеродиаконы в иеромонахи. А если которых священнослужителей и монахов постигает старость или продолжительная болезнь, или истощение сил в трудах монастырских, от чего делаются уже неспособными нести должность или послушание: таковые поступают в звание больничных, и для сего устроены особые с церковью келии, им дается к успокоению прислуга из послушников, они от всех внешних занятий и попечений быв свободны, внимают своему спасению, моля в тишине обители о всем мире и о своем спасении Всевышнего. «Мученичество и монашество - один и тот же подвиг в разных видах, они основаны на одних и тех же изречениях Евангелия. То и другое отнюдь не изобретено людьми, но даровано человечеству Господом; то и другое иначе не может быть совершено, как всесильной помощью Божией», - так писал свт. Игнатий Брянчанинов. Чтобы побывать в монастыре и узнать, как живут монахи, как они молятся и каким видят окружающий мир, не всегда требуется преодолевать длинный путь, отправляясь за несколько сотен километров. Ведь современные монастыри достаточно часто находятся в пределах. Богородичный мужской монастырь, расположен на окраине города Тулы, в Пролетарском районе, но не в пустыни и не в лесу, за его оградой кипит и бурлит жизнь, шумит транспорт, люди с утра до вечера спешат по своим делам... И, конечно, оставаться в стороне от мирской жизни в таком месте монастырь не может, здесь всегда открыты двери для мирян, чтобы они оставили на некоторое время суету, прониклись молитвенной монастырской жизнью. И с особым вниманием ведется в монастыре миссионерская и проповедническая работа, открывающая для людей иной мир, мир с Богом, мир с душой. Люди становятся монахами по разным причинам. В самом высоком, возвышенном смысле, в идеале - от великой любви к Богу. Когда любовь и стремление уподобиться своему Творцу настолько превосходят все остальные природные переживания, что человек становится монахом, даже не раздумывая. Какими бы путями Господь ни привел, главное - чтобы человек понимал, что не то важно, через что он пришел в монашество, а то, что составляет идеал монашества. И изо всех сил старался сохранять благоговение и любовь к Богу, благоговение и любовь к ближнему своему. Как-то у святителя Филарета, митрополита Московского спросили, какая главная обязанность монаха. Он ответил, что главная обязанность монаха - благодетельствовать ради Бога ближнему своему во всем. Если у человека есть такой идеал - ради Бога служить ближнему, то в его монашеской жизни, какие бы пути его туда ни привели, все сложится достойно. Главное - не то, как человек попадает в монахи, а то, как он трудится. Как сказано в псалме: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом». Если это в жизни монаха соблюдается, то, независимо от путей, все в его жизни будет спасительно. Как сказал авва Исайя: «Душе необходимо непрестанное внимание, ибо естество ея переменчиво». Поэтому, даже если человек пришел в монастырь, руководствуясь самыми высокими соображениями, а затем не уследил за своей душой, то у него может наступить охлаждение. И что с того, что этот путь привел его в монастырь? Поэтому важно не то, каким путем ты пришел в монастырь, а каким ты из монастыря выйдешь, в каком состоянии застанет неизбежная смерть. Поэтому здесь нет никакой разницы, все пути спасительны, если человек приходит в монастырь за спасением. Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что жизнь монаха ничем не должна отличаться от жизни мирянина, кроме отношения к браку. Есть, конечно, такие особенности, которые характерны для русского монашества. У нас на Руси принято, чтобы монахи не ели мяса, например. Или, что монахи отпускают длинные волосы, чего не было в начале монашества. Это такие внешние моменты, которые способны помочь соблюдать себя в благочестии. Монахи носят четки. Это тоже внешний атрибут, но заимствованный многими мирянами. Четки нужны, чтобы помогать чтению молитвы, если она читается по правилу, т.е. со счетом, определенное количество молитв в день. А в случае, когда человек не молится, а в руках у него четки, они напомнят ему о том, что нужно молиться. Таким образом, внешнее помогает внутреннему. Получается, что монашество - это такая особая форма жизни, которая с одной стороны, судя по тому количеству подвижников и святых людей, которые попали в святцы, обещает человеку возможность духовного совершенствования и спасения. Но с другой стороны, сопряжена с величайшим риском. На иконе «Лествица», которую пишут по мотивам известной книги святого Иоанна, видно, с каким усердием бесы стараются стянуть с лестницы монахов, которые стремятся подражать ангелам и подняться по ней на небеса. Как свидетельствуют правила, как свидетельствует икона, небес достигают далеко не все монахи. Многие оказываются уловлены лукавым. О том же говорил и святой преподобный Серафим Саровский. Во времена Серафима Саровского было множество молитвенников, подвижников, угодников Божиих. А между тем преподобный говорил о том, что среди его современников есть монахи, которые не прилежны в своем призвании, своем образе жизни и толком не молятся. Он говорил, что по сути своей они не монахи, а черные головешки. От черной головешки никакой пользы, разве что ее только в огонь бросить, она сгорит. Об этом надо помнить. Естественно, у каждого монаха свое келейное молитвенное правило. В городском монастыре исихастские идеалы малодостижимы. Гораздо важнее, чтобы все, кто тут живут, молятся, монашествуют были бы богословски образованными людьми, способными помочь людям в вопросах духовной жизни. Потому что призвание монастыря в центре города должно быть именно такое - деятельно помогать людям в служении слова. В тех же монастырях, которые находятся в уединенных местах, насельники говорят себе: здесь все благоприятствует, чтобы достигать священного безмолвия. Поэтому давайте будем по книгам древних святых отцов, по Евангелию созидать в своих душах такую светлую обитель, чтобы иметь молитвенное дерзновение, чтобы молиться за весь мир. Да, к этому, в том числе и призваны монахи, чтобы освящать своей молитвой жизнь всего мира. Это очень высокое призвание, к этому нужно стремиться. Монашеское духовное служение прихожанам и их детям В Щегловском монастыре стараются, чтобы монастырская воскресная школа работала с полной самоотдачей от самых маленьких до самых больших. Дети постигают Бога через занятия, рукоделие и общение друг с другом. Все это сопровождается, конечно, христианским назиданием. Дальше - больше. И Закон Божий, и духовное пение. Сейчас здесь стремятся к тому, чтобы вести работу с молодежью. Для тех, кто окончил детскую воскресную школу, можно организовывать встречи, вечера. Их цель - осмысление истории с точки зрения целостного мировоззрения, которое представляет собой наша православная вера. Эта деятельность может обрести и внешние рамки: например, с созданием православного молодежного клуба. Другое дело, к которому тоже приложили свои силы насельники монастыря - окормление юного поколения соседних школ и детского сада. Не раз они вели беседы о христианской морали. Родители и администрация очень довольны, что детей учат отличать добро от зла и следовать добру. Учат благоразумию, воздержанности, справедливости, стойкости - тому, что должно составлять основу жизни не только христианина, но и гражданина. Они получают те жизненные навыки, которые, как считают их родители, нисколько не противоречат их вере и могут помогать им в жизни. Кроме этого, все клирики монастыря всегда охотно идут в школы, с которыми удается наладить сотрудничество. Стремятся изо всех сил участвовать в просвещении народа. В праздник иеромонахи монастыря бывают окружены кольцом «опытных» прихожан со своими насущными вопросами и просьбами. Батюшка объясняет, и в душе человека происходят какие-то изменения, люди сами об этом говорят и свидетельствуют. Бывает, что у человека какое-то горе. Он приходит в монастырь и подходит к иеромонаху после службы. Вместе побеседуют, вместе и помолятся, и решат, как быть, как нужно жизнь свою в дальнейшем строить. Есть в монастыре, как и в других приходах, социальная группа. Это наиболее инициативные прихожане, которые занимаются помощью брошенным детям и престарелым. Помощь как раз и социальная, и духовная. |