Монастырский парк
«Взоры всех, кто заходит в монастырский тенистый парк с липами и березами, приковывает к себе белокаменный красавец-монастырь, расположенный на окраине города Тулы, - таковы впечатления паломников. Поздней осенью 2015 года в монастырском парке проведены работы по уходу за рощей. Своевременное проведение ухода за лесом (особенно осветление и прочистки) имеет решающее значение в повышении качества древостоев. Фоторепортаж "Из осени - в зиму" - из монастырского парка - здесь …Тульский Богородичный монастырь находится близ Тулы – так писал еще до октябрьского переворота наш историк - краевед Николай Иванович Троицкий. Его исторический очерк «Тульский Богородичный общежительный мужской монастырь был издан в 1896 году в г. Тула. А значит, 120 лет тому назад. Н.И. Троицкий сообщает, что вторым настоятелем Богородичного Щегловского мужского монастыря был иеромонах Нафанаил ( в миру – Николай Вощенко). В 1872 году 31 октября он был из Глинской пустыни перемещен в Тульский Богородичный общежительный монастырь и определен настоятелем сего монастыря. Целых четырнадцать лет руководил настоятель Нафанаил Щегловской обителью. За время своего сравнительного долговременного управления монастырем, заботился о хозяйственном благоустройстве. При нем по его личному ходатайсту перед лесным департаментом, в монастыре и около монастыря насажена роща из разнородных деревьев – берез, лип и пр., для насаждения которой употреблено до четырех тысяч корней. К концу XIX века она превратилась в роскошный парк. На рубеже XIX-XX вв. монастырь владел около 117 га земельных угодий и двумя прудами - в одном, декоративном, жили лебеди, в другом разводили рыбу. Н.И. Троицкий определял, что монастырь находится от Тулы на расстоянии в полторы версты, то есть 1,6 километра на восточной ее окраине, в так называемом Щеглове. И местность этого монастыря, и его возникновение имеют историческое значение. Город Тула, как известно, входил в число пограничных или украинных городов Московского княжества, а потом и государства – в первую (ближайшую к Москве) пограничную линию. Эта линия была обозначена целым рядом Фортификационных валов и сторожевых засек, которые служили обороной от набегов татар и других врагов Отечества. Из таких засек ближайшие к Туле две – Малиновская на юго-западе и Щегловская на северо-востоке от нее. Они были (как и доселе) соединены валом, который проходил через город Тулу с юга на восток и северо-восток. Выходя из города, на северо-восточной стороне его, сторожевой вал пересекал трактовую (большую почтову0) дорогу из Тулы в Венев. На месте этого пересечения вал имел ворота, которые были названы «Щегловыми», конечно, по фамилии заведовавшего этими воротами дозорного воеводы Щеглова. А потом сторожевая (или крепостная) засека, прилегавшая к этому валу с юго-востока, названа также Щеглова, или Щегловская засека. Сторожевые валы и засеки здесь, как и везде, имели назначение – предупреждать и задерживать набеги татар, преимущественно крымских. Новая иноческая обитель возникла в тиши уединения – под сенью вековой Щегловской засеки. Здесь, вскоре по открытии Тульской архиерейской кафедры (1799 г.), и было обозначено место поселения, первоначально построением здесь архиерейского загородного дома, или летней архиерейской дачи. Именно второй епископ тульский преосвященный Амвросий исходатайствовал землю для летнего пребывания под самой Щегловской засекой и на этой земле в 1810 году выстроил обширный архиерейский дом с церковью в нем (домовою) во имя Амвросия Медиоланского, коему был тезоименит тульский архипастырь. Это место летнего пребывания, или дача тульских епископов с того времени называется – по засеке «Щеглово». Однако же, ни тогда, ни после того, как устроилась эта архиерейская дача, никто не предполагал даже и возможности быть здесь монастырю: сомневались в этой возможности и тогда, как явились ходатаи перед тульским архипастырем об основании здесь обители, и с достаточными для того средствами. Но не таков был о сем совет Божий, полагающий времена и сроки в своей власти. …Щегловская обитель устроена по желанию тульских граждан, но, сверх чачяния их, вне города, под вековечным лесом – сторожевой Щегловской засекой на том месте, которое, быть может, уже ни для кого и ни для чего более не потребуется, а потому обитель на сем месте будет уже во веки неприкосновенна! (Так считал тульский историк Н.И. Троицкий). И кто бы мог предусмотреть совершившееся на сем месте превращение? Там, где слышался только шум и треск необозримого леса, вой зверей и грай диких птиц, гул осеннего ветра и стоны зимней вьюги-непогоды, или, по временам, носилия в воздухе дикие вопли разгулявшегося буйного рабочего люда, которым скученно населена прилегающая сюда часть города, - здесь теперь, в тихий час полночи, раздаются звуки священного благовеста, - здесь в «спасительную ночь Воскресения Христова» озаряется молчаливая окрестность ярким светом Пасхального праздника, - здесь теперь в каждое глубокое утро, из среды светильников храма, как бы с высоты светил тверди небесной, слышится умилительная Ангельская песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир!». Сюда теперь, презирая бури и вьюги, несут свои сердечные молитвенные слезы беспомощные вдовы и сироты и обильно проливают их здесь пред кротким Ликом Млекопитательницы-Богородицы, «Заступницы усердной рода христианского…» Но так именно угодно было Господу-Промыслителю: где была пустыня, там рукой верного раба своего Он насадил цветущую обитель Пресвятой Богоматери. И «процвела есть пустыня, яко крил, Господи!» Так Господь приводит благие начинания человеческих дел из небытия в бытие. …В настоящее время металлурги помогли при реставрации Щегловского монастыря строительными материалами, автотранспортом. ПАО «Тучермет» изготовило и установило почти по километровому периметру уникального монастырского парка металлическую ограду, чтобы здесь могли спокойно отдыхать живущие по соседству люди, не боялись возвращаться домой по вечерам прихожане. |