Духовное краеведение
В средние века на пересечении сторожевого вала и трактовой дороги из Тулы в Венев стояли ворота. Народ называл их «Щегловы ворота» — по фамилии дозорного воеводы. А затем и засека, прилегавшая к сторожевому валу, стала называться Щегловской. Валы и засеки служили защитой от набегов татар. В 1552 г. в царствование Иоанна Грозного, туляки успешно отразили нападение крымского хана Девлет-Гирея. В летописи об этом сказано: «Божиею милостию и Пречистыя Его Матери и чудотворец русских вниде в него (Девлет-Гирея) страх и убояся велми, и стоя три дни, не дождавшись люди из загонов (отрядов, разосланных по окрестностям), и великим страхом побежа». В честь героического отражения нападения войск крымского хана Девлет-Гирея недалеко от Тульского кремля был воздвигнут деревянный мужской Предтечев монастырь (упраздненный при создании в конце 1799 г. архиерейской кафедры). Собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» заложили в 1860 году недалеко от Щегловской засеки, после его освящения в 1864 году архиепископ Тульский Никандр обратился в Священный Синод с прошением об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря. Богородичным монастырь решили назвать во имя очень редкой иконы, которой был посвящен его главный собор — образа Божией Матери «Млекопитательница». Эта главная монастырская святыня писана была на кипарисовой доске и покрыта серебряной золоченой ризой с пышным венцом и с бирюзовыми и красными украшениями. Перед Священным Синодом хлопотал преосвященный Никандр, архиепископ Тульский (тезоименинник иеромонаху Никандру) об учреждении близ Тулы мужского монастыря с училищем при нем в память чудесного избавления Государя. В мае 1868 года Синод просил изволения Государя на это, в июне 1868 года Государь император высочайше соизволил утвердить определение Св. Синода об учреждении Богородичного Щегловского монастыря, собственноручно написав на решении Св. Синода: «Согласен и благодарит».
Несомненно, что основатель мужского монастыря Василий Иванович Макарухин с первого дня строительства обители намеревался приложить все силы к формированию высокой духовной жизни в ней по строгому монашескому уставу. И потому обратился за помощью в известные всему миру своим духовным авторитетом монашеские обители — в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь (см. фото выше) и Глинскую пустынь. Эти святые обители славились не только строгим уставом, но и развитием старчества. С Афона были посланы святыни, удостоверенные надлежащей дарственной грамотой Афонского Протата. Это были части Животворящего древа Креста Господня, камня от Гроба Господня, часть св. мощей Великомученика Пантелеимона Целителя и Крест-мощевик с частицами мощей преподобных мучеников Игнатия, Акакия и Евфимия. В 1870 году Глинская пустынь прислала в Тулу иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, из коих некоторые были позже настоятелями. В Щегловском монастыре был принят устав Глинской пустыни. Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни, ведь все они прошли большой путь под старческим руководством в Глинской пустыни. Так созидалась здесь тульская линия старчества - учениками глинских старцев, делателей умной молитвы, соратников оптинским старцам, продолжателей дела преп. Паисия Величковского, возродившего древнее учение исихастов – священнобезмолвствующих и созерцающих в молитве нетварный Фаворский свет. |